Главная Статьи Фундаментальный анализ Как оценивается IPO
Как оценивается IPO
27.06.2011 10:22

В последнее время прошло несколько успешных первичных публичных предложений – IPO – ряда американских и российских компаний. IPO кажется очень привлекательным вложением, особенно для начинающих инвесторов: очень хочется «поймать» успешную компанию прямо на ее старте. IPO действительно дает такой шанс. Однако оно несет и большие риски. Давайте же поговорим об этих рисках и том, как рынок вообще оценивает новые компании.


Количественные компоненты оценки

Успех IPO, как и любого другого усилия по продаже, зависит от спроса на предлагаемый продукт, соответственно высокий спрос на компанию ведет к высокой оценке IPO. Сильный спрос не означает, что компания действительно стоит дорого, скорее это говорит о том, что компания просто имеет высокую оценку. На практике это различие очень существенно. Две совершенно идентичные компании могут иметь очень разные оценки IPO только по причине колебания рыночного спроса на новые фирмы. Хороший пример этого – чрезвычайно успешные IPO на пике популярности технологического сектора на американском фондовом рынке перед кризисом «доткомов». Потом аналогичные и даже лучшие компании уже не могли собрать столько денег. Компании, осуществившие IPO на пике, получили гораздо более высокие оценки и привлекли гораздо больше инвестиционного капитала только лишь потому, что они продавались в период высокого спроса. Еще один аспект оценки касается сопоставимости сектора. Если IPO проводится в секторе, в котором уже имеются сопоставимые публично торгуемые компании, оценка может быть привязана к финансовым коэффициентам фирм-конкурентов. Это обосновывается тем, что инвесторы хотят платить за новую компанию примерно ту же сумму, что они платят за уже существующие аналоги. Кроме сравнительного подхода оценка IPO сильно зависит от ожидаемого роста новой фирмы. Рост – важнейшая часть создания стоимости, и первичный мотив IPO – привлечь как можно больше капитала для финансирования дальнейшего роста. Успех IPO часто зависит от агрессивности планов компании относительно будущего роста.


Качественные компоненты оценки

Некоторые важные факторы в оценке IPO не зависят от чисел и финансовых прогнозов. Качественные элементы «истории компании» могут быть не менее важными и даже более важными, чем ожидаемые прибыли. Компания может продвигать новый революционный продукт или услугу или же иметь совершенно новую бизнес-модель. Опять можно вспомнить истерию по акциям интернет-фирм в 90-е. Компании, предлагавшие новые по тем временам технологии, получили многомиллиардные оценки, несмотря на то, что они имели очень малые доходы или даже вообще не имели их. Таким образом, компании, готовящиеся к проведению IPO, могут создать себе более привлекательную «историю», наняв ветеранов отрасли и опытных консультантов, придав себе видимость растущего бизнеса с опытным менеджментом. И в этом кроется суровая правда IPO: порою действительные основы бизнеса остаются на задворках внешнего вида и PR. Поэтому для инвестора очень важно подлинное понимание фирмы, а не «красивая история», которую ему пытаются продать.


IPO: факты и риски

Главная цель IPO – продать определенное количество выпушенных акций по наилучшей цене. Это означает, что на рынок выходит очень мало новых компаний, когда «аппетит» инвесторов к акциям снижается, что, как правило, бывает при медвежьих настроениях. Когда акции, уже торгующиеся на рынке, недооценены, вероятность того, что IPO будет высоко оценено, очень мала. Поэтому, следует осознавать, что инвестиционные банки организуют первичные предложения в основном во времена, благоприятствующие спросу на акции. Когда спрос силен и цены высоки, возникает большой риск поймать существенно переоцененное с точки зрения фундаментальных показателей компании IPO. Для компании, привлекающей средства это замечательно, а вот для инвесторов, покупающих ее акции – совсем наоборот. Рынок IPO практически умер на время рецессии 2009-2010, поскольку оценочные уровни акций были очень низки. Однако в последнее время он весьма оживился, примером чему может служить ряд успешных размещений, таких как, напр., LinkedIn или Yandex. Не исключено, что эти предложения являются в той или иной мере переоцененными с точки зрения фундаментальной стоимости. Спрос есть спрос!


Резюме

Оценивание IPO в принципе не отличается от оценивания уже существующей публичной компании: все те же денежные потоки, баланс и прибыльность бизнеса. Кроме того, есть еще и будущий рост – важный компонент создания стоимости, но, переплачивая за этот рост, легко потерять деньги в инвестировании.



© q-trader

[обсудить на форуме]


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



© 2010–2012. Все права защищены.
Копирование материалов, размещенных на сайте, разрешается только с рабочей ссылкой на источник.



| О проекте |  Правовая информация |
|  Напишите нам |  Карта сайта |



  

 Новости
главные новости экономики и финансовых рынков: события, мнения, прогнозы.

 Статьи
материалы по теханализу, фундаментальному анализу, управлению капиталом (манименеджмент) и др.

 Рынки
фондовый, валютный, товарный рынки: исторические обзоры, динамика, доходность, корреляции.

 Калькуляторы
xls-калькуляторы для оптимизации размера и структуры торговой позиции; опционные калькуляторы.

 Софт
торговые терминалы, программы для теханализа, оптимизации систем и др.: статьи, обзоры, видеоуроки.

 Архив котировок
индексы, валюты, сырье: многолетние истории котировок в форматах .xls и .txt.

 Индикаторы
ºSiX – индикатор настроения рынка на основе расчета соотношения количества опционных контрактов put и call.

 Библиотека
собрание книг, которые рекомендуется прочесть каждому трейдеру в первую очередь.

 Словарь
толкование основных экономических, финансовых терминов, трейдерский сленг.

 Форум
обсуждение материалов сайта и любых вопросов трейдинга и инвестирования.